воскресенье, 29 июня 2014 г.

а учиться с апреля по июль слабо?

   Прочитала сегодня утром:
В Японии учебный год начинается­­ первого апреля и разделён на триместры. Школьники учатся с апреля по июль, затем сентября по декабрь и с января по март.
    Подивилась- первая мысль- вот, надо же!
Вторая- наши бы тогда вообще не учились.


   Дети учатся все хуже и хуже. И в этом я вообще не виню реформу образования. Я их, реформ этих, за 25 лет работы в школе столько пережила. Хотя уверена, что многие из них прошли мимо вашего сознания, а про какие-то вы просто благополучно забыли. Но они были и никто на это не обращал столько внимания. А сейчас только и слышу- реформа виновата. Не могу понять- в чем?
   Не думаю, что для вас секрет, что в школе учат так как и раньше. Вот доска, вот мел. Или так- вот ноутбук, вот интерактивная доска. Или вот электронные учебники, а вот....
   Не в этом суть. Вот ученик, а вот учитель. Так все и осталось. Все дело в том какой учитель. Доска какими бы функциями не обладала, ученика не научит.
   Да, изменились учебники. В чем-то лучше стали, в чем-то проигрывают. Приятно, что задания во многих учебниках не учат, а развивают. Не перескажи, а подумай. Но любой учебник можно испортить, если на каждом уроке- открыли и с номера такого- то по номер...
    Объем информации вырос в разы. Но и дети изменились. Приходя в 1 класс имеют широкий кругозор. Знают или имеют представления. Ребенок может не знать буквы, но уверенно пользоваться разными гаджетами. Получает информацию быстро и постоянно. Жаль, родители не всегда направляют и корректируют информационный поток.
     Родители постоянно говорят- нас учили по другому. Это не совсем так. Просто многое забывается. Когда я прошу помочь детям выучить таблицу сложения и объясняю важность этого момента, все как один взрослые люди говорят- а мы этого не делали! Вот как учили таблицу умножения помнят все. Таблицу сложения никто в детстве не учил. Я им -чтобы быстро складывать и вычитать просто необходимо запомнить... А мне-А Мы Не Учили! Типо и наши дети учить не будут? Каждый раз такая петрушка. Поэтому я сейчас никого  и не уверяю в обратном. Хорошо-говорю-хорошо. Видно вы родились с необыкновенными математическими способностями, и когда вас кормили манной кашей или детским кефиром вы весело и самостоятельно складывали 6 и 3, вычитали из 11 4. Верю вам. А с детьми нужно выучить. 
        И как только доходит до выучить-начинаются проблемы. Кто-то, да, занимается. А кто-то начинает рассказывать об отсутствии педагогического таланта, жаловаться на безобразный характер ребенка, и самое главное- отсутствие времени. Просто нет его. Я им про неуспешность ребенка, про невозможность выполнения заданий на уроке. А мне- времени нет. В любой теме, в любом классе есть какие-то сведения которые нужно выучить. Но, не тут-то было. Конечно, мы выучим это на уроках. Есть много упражнений помогающих это сделать. Но это будет намного дольше. Иногда освоение некоторых тем растягивается на четверти вместо нескольких недель. 
       Кроме слова "выучи" есть еще слово "проконтролируй". И снова многим некогда. Как искренне были удивлены родители, когда я им прочитала устав школы, в котором написано, что родители несут ответственность за выполнение домашних заданий. Одна мама искренне поделилась со мной (я ее вызвала в полном отчаянии- ребенок вообще не выполнял домашних заданий)
- Прихожу домой в 8часов, готовлю, убираюсь, то се- уже 10часов. Ну,и когда делать уроки.  
   Все правильно. И я так работаю. Поэтому понимаю. Но и у меня ребенок. И он был маленький. И мы учились учиться. Время как-то находилось. Но я помню четко, что я поступила хитро. Я именно учила учиться, зная свою постоянную занятость. Объясняла как выполнять д.з. С чего начинать. Как добиваться хороших результатов. И спасительная фраза- если возникло затруднение, обратись ко мне. По мере продвижения по классам обращений возникало все  меньше, но они возникали. И тогда все отодвигается в сторону и разбирается вдумчиво и неторопливо- почему не получается, в чем затруднение,что упущено. Иногда приходилось возвращаться назад назад, пока не будет найдена неусвоенная тема- она-то и не давала продвигаться вперед.
   Но все работают так напряженно. Так устают. Это все правда и объяснимо. А ребенка пусть школа научит.
       Дети взрослеют, стимулы учиться теряются. А у кого-то они так и не возникли. Учатся все хуже. Зашла в соцсети- натолкнулась на переписку своих взрослых детей. Мальчик учился средненько, а теперь пишет и вовсе ужасающими ошибками.  Я ему в личной беседе- Чего же ты так?Мысль конечно важна, но и грамматическое оформление не менее важно. А мне в ответ
- Е.В., нас на уроках русского языка только ругают
-Все уроки ругают?
-Нет. Иногда мы смотрим презентации.
  Ну, елки зеленые! Дома многие ничего не делают и на уроках не работают. Грамотность неуклонно падает.
     Была на экзамене по русскому языку у 9 классников. Нам, учителям, на экзамене ничего нельзя. Не то ученик может сказать- я написал плохо
 не потому что не знаю,
 не потому что лоботрясничал, 
не потому что не слушал учителя,
 А Потому Что Учитель
скрипел половицей,
стучал каблуками,
громко перелистывал страницы.
И раз!- жалобу!!!
Поэтому учителям ничего нельзя. Можно несколько часов доброжелательно улыбаться. 
   Вот сижу я , три часа улыбаюсь Дети начали сдавать работы. Мозг требует хоть какой-то информации (все окна посчитаны, все парты рассмотрены, все мысли передуманы). Любуюсь заполненными КИМами. Глазам не верю- что за слово в изложении- "ни чаяна". Долго соображала, прям поверить глазам не могла. За что так слово изуродовали?
     В каждой работе ищу это слово- насчитала шесть вариантов написания один другого страшней. Увидев "нечайянно" вздрогнула и больше смотреть не стала. Так и хочется сказать- Дети, с чаем это слово никак не связано. А вот с каким.... Здесь и начинается увлекательное изучение языка.
     И школа вроде неплохая сдавала, и дети с виду такие приятные. 
Что происходит? Неужели все таки реформа виновата?! Видно она, коза ее дери!
    Картинку эту я своим третьеклассникам показываю. Когда учение более осмысленно становится. Во как мы устаем! Учеба это труд. А труд еще никто никакими реформами не отменял.

17 комментариев:

  1. Права,Алён,права...
    И дети не хотят,и родители не занимаются...не все конечно,но бывает.
    И от учителя многое конечно зависит.Мы когда перешли в 5ый класс,учительница литературы перестала давать задание-прочитать или довольствуется тем,что дети прочли в кратком содержании...(конечно понимаю,не все дети любят читать,во все времена такое было,сейчас таких становится всё больше и больше,но хотя бы по программе школы заставляли читать...нет,не надо напрягаться.)Спрашиваю дитя-А что вы на уроке по такому то произведению делали,какие вопросы учительница задавала,какого героя обсуждали?
    А он мне-Мама,мы фильм по этому произведению смотрели.Никаких обсуждений,на следующем уроке будем другой фильм смотреть...и так почти весь год...
    А у старшего сына была учительница,ещё меня учила,так у неё и читают,и обсуждают,и учатся писать сочинения,работают!
    И то,видела наверное какие баллы ученики в этом году набрали при сдаче егэ?Мы все в шоке(((А ведь готовились и в школе,и дома,и с репетиторами.
    Алёнка,тебе терпения огромного!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне становится страшно от результатов, но это немного другая история. В 11классах у меня давно создалось впечатление, что хотят завалить, поймать на каком-то незнании. Составляют задания в отрыве от школьной программы. В 9кл, посмотрев задания, я не хвастаюсь говорю, что со многими мои 3классники бы справились, что=то по зубам станет в 4кл. Все дело в том, что не факт, что эти знания останутся в их головах к 8кл. И это очень обидно. Родители с каждым годом становятся все занятей, в них крепнет мысль, что ребенок сам выучится. Учителя попадаются разные. Ребенок,взрослея, находит занятия более привлекательней. И самое плохое, что общество настроено негативно, все зло видят в школе, учителях. Вы видите позитивные материалы о школе? Я давно уже не вижу. И очень жаль.

      Удалить
    2. Я тебе на почту напишу)
      Школа у нас ещё держится,есть учитель-организатор всех праздников-мероприятий.Вовлекает многих детей(не всех конечно) и они с радостью ходят в школу,может конечно и не особо хотят учиться,но контроль над ними есть)
      А над ребёнком конечно контроль надо держать до последнего)))

      Удалить
  2. Аленка, терпения тебе и понимания ))))
    _____________
    А как это: таблица сложения? Расскажи, а?!
    а то я вечно складываю " выходом из-за печки", логикой)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таблица сложения числа 2 (1+1), таблица сложения числа 3 (1+2, 2+1) и т.д. Это таблица сложения в пределах 10, все это учат в 1 классе. Логикой ты складываешь зная состав чисел. И это тоже ты когда-то выучила наизусть. А дальше таблица сложения и вычитания в пределах 20. Все это учили, а потом нам кажется, что мы это знали всегда. Впитали с молоком матери.
      Я все думаю, что мы меняемся. И получается в не лучшую сторону. Раз не можем объяснить детям необходимость учения.Конечно говорю не обо всех. Мне кажется, что есть предметы требующие талантов и склонностей, но знать литературу (если ты умеешь читать) и русский язык (хотя бы потому что ты думаешь и говоришь на русском языке) необходимо каждому. Не нужно забывать, что я говорю об общеобразовательной школе, а значит о программе общей, для каждого.

      Удалить
  3. Алёна, согласна полностью!
    Я, конечно, смотрю с другой стороны- родительской.) Но вид открывается такой же. Посещать родительские собрания стало скучно и тошно. Родители, дети которых учатся на 4 и 5, спокойны и уважительно относятся к учителям. Родители детей, имеющих в приоритете 3 и 2, недовольны учителями. С ужасом наблюдала, как молоденькую учительницу иностранного языка родители троечников "учили" учить (извиняюсь) их детей. Но если при срезе знаний в начале урока треть детей заслуженно получили пятёрки, то при чём здесь учитель?

    Школьник у меня пока один и напрягает несильно, но неусыпный контроль необходим. Всегда. Неделю не проверяешь письменные работы- ребёнок забывает про "черновик". Про устные предметы вообще молчу. Их почему-то всерьёз не принимают. Русский сделан, математика сделана- всё, домашка готова.
    Прочитала в одной умной книге для родителей ,что ребёнку необходимы правила и контроль. Так он чувствует себя защищенным, чувствует, что его мир постоянен и нерушим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие золотые слова- правила и контроль! Правила- это ведь постоянные требования. Когда ребенок понимает , что от него требуют, когда четко знает свои обязанности (а право у него -быть любимым со всеми отсюда вытекающими)- конечно он спокоен. Мир вокруг него устойчив.

      Удалить
  4. Интересный пост, Алена. Я согласна, что без участия родителей и контроля никак не обойтись. Моя дочка училась в русской школе, потом в украинской и наконец в американской. Разница между русско-украинс. и американской школой потрясающая. После украинской в американской было учиться супер легко. У них намного легче программа. Математика вообще смешная, моя дочка все это уже знала. Домашнего задания было немного. Все было легко и просто... Так что школу окончили без проблем. А вот потом... В колледже-то оказалось что надо учиться :). Тут я опять стала с дочкой "сочинения писать". В общем я так поняла, что школьная программа у них не особо сложная. Наверное рассуждение такое -- главное чтобы на кассе в магазине мог работать. А все остальное иди учи в колледже. Такие дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты знаешь, возможно в этом есть смысл. Кто хочет учиться дальше, есть колледж, а нас смотрю среднее образование уж очень усложнили, некоторым детям трудно аттестат получить. Они есть, такие дети и куда их теперь?

      Удалить
  5. Алёна, я тот родитель, который не контролирует, а только интересуется. Оправданий мне нет. Стараюсь мотивировать. Справляется сама, но могла бы лучше, постоянно слышу от учителей. Половина недели по 7 уроков, куда уж еще давить. Тоже настаиваю на чтении программных произведений, ну и так она успевает читать достаточно.
    Реформы образования сегодня были темой дня у меня. Позвонила одна мама из класса и взволнованно рассказала, что идут какие-то объединения школ и детских садов, лицеев, слухи разные по городу ползут.
    Пришлось почитать форум нашего миобрнауки областного, оказывается это очередные пилотные проекты на будущий год планируют эксперименты. А народ уже волнуется, что придет в школу 1 сентября, а там уже не гимназия, а не понятно что.:) У вас такого еще нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А интерес разве не контроль? То что мама не равнодушна- это и контролирует.
      От пилотных проектов на новый учебный год бог отвел. А дальше не знаю что у нас будет. А у меня будет пенсия : )

      Удалить
    2. Алён, а ты уйдешь на пенсию? Моя подруга тоже уже выработала, начинает оформлять. Но я сомневаюсь что уйдет, хотя морально очень устала, больше от коллектива. И характер такой, что все на ней везут по жизни.

      Удалить
    3. Последнее время вообще стараюсь не загадывать вперед. Жизнь полна таких противоречий. И неожиданностей приятных и не очень.

      Удалить
  6. хех, Алена, все очень правильно написано, очень верно подмеено. Родители детей рожают в большинстве "чтобы было" потому как "у всех так", ну и "вроде надо же потомство оставить". А то, что рожают детей незрелые личности, такие же дети - это никто не учитывает. Они с трудом зарабатывают себе на пропитание по 12 часов упахиваясь на работе, так о каком воспитании и интересе к ребенку может быть речь? Как ребенок может воспитать ребенка? Как незрелая личность может воспитать зрелую?
    Система системой, реформы реформами.... это к делу имеет всего 20-30% отношения.
    И главное, да - чуть что, так сразу жалобы все пишут. Научились, типа грамотные стали! Права свои узнали.... А обязанности?! Обязанностей у нас до сих пор нет!
    Вроде бы надо тебе терпения пожелать... но я тебе лучше пожелаю на пенсию уйти. Ведь и о себе тоже думать надо, себя надо любить, холить и лелеять! А значит развивать и творить! =) А для этого надо поболее времени!

    ОтветитьУдалить
  7. Думаю, что это и есть - всеобщий кризис. общественные системы не работают больше. Во Франции ситуация не лучше. На самом деле, мама должна сидеть дома, да ещё и бабушка с дедушкой должны быть рядом и на пенсии. Тогда ребёнок по-старинке и погулял, и поспал днём, и нормально поел, и уроки сделал спокойно со вхрослыми в мирной и доброжелательной обстановке.
    Папы больше папами быть не хотят. Те из них, являющиеся редким исключением, семью прокормить одни не могут. Вот все и бегают в поисках хлеба насущного. О душе подумать некогда.
    А учительнице (и мне в том числе) не побороть ветряных мельниц. Расслабиться и давать самое лучшее, на что мы способны без гонки, без нервов, в любви и радости. ОМММММММММ!!!! (это я так мечтаю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все что происходит от страны не завит. Весной была на семинаре и слушала директора итальянской школы. Слушала и думала- как похожи проблемы, а еще мысль была- у такого директора я бы поработала. Удивительным образом совпали взгляды на жизнь, детей, школу. Так и хотелось вцепиться в пинжак и пойти, пойти... Пожалела, что горизонты хоть и открыты, но не настолько. Ни языка, ни средств. Хочется дожить до того, чтобы языки и границы не сдерживали .
      А люди меняются одинаково. Что-то теряем, что-то заботливо бросаемся возрождать.С удивлением читаю- а вот у нас, а чаще- а вот у ВАС! Уверенна, что и в деревне Гадюкино можно быть человеком.

      Удалить

Вложенное ниже сообщение